Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней 10 Проблематика значимых отношений в системе психологического знания 13 - страница 10

^ Нетрадиционные (особые) семьи

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традицион­ным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир на­зывает такие семьи нетрадиционными и приводит их описание*, которое будет использовано в дальнейшем с учетом поправок на российскую действительность. Из немалого числа приведенных в литературе по проблемам семьи типологий эта, на наш взгляд, отличается неким «психологизмом», что обусловило данный выбор.

* Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.


В наше время многие дети воспитываются не теми взрос­лыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Это те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях.

Когда в семье есть только один родитель — она называется неполной. К неполным семьям предъявляются особые требова­ния. Можно выделить три типа таких семей:

□ первый тип — это когда один родитель ушел, а остав­шийся не вступил в повторный брак;

□ второй тип — одинокий человек официально усыновил ребенка;

□ третий тип — незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаше всего семьи с одним родителем со­стоят из женщины-матери и ее детей.

Проблема состоит в том, сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста де­тей и взрослого?

Возрастает число детей, которых воспитывают главным образом женщины. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) деть­ми. В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными. По ее мнению, все смешанные семьи похожи друг на друга тем, что они объединяют части ранее существовавших. Она выделяет три типа таких семей:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

3. Оба — и мужчина, и женщина — имеют детей от предыду­щих партнеров.

В первом случае смешанная семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены. Во втором случае в ее состав входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа. В третьем случае семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.

В. Сатир включает в состав таких семей бывших супругов, что нехарактерно для отечественной семейной практики. Сатир исходит из того, что, хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под одной крышей, они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и раз­вивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Другой вариант смешанной семьи возникает, когда два че­ловека вступают в повторный брак после смерти одного или обоих первых супругов.

Семья, берущая ребенка на воспитание, — другая форма смешанной семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. От структуры семьи зависит то, с какими проблемами столкнутся ее члены.

Обычно ребенок становится приемным в том случае, когда по какой-либо причине его собственные родители не могут о нем заботиться. Часто родители совершенно пренебрегают свои­ми обязанностями — бьют, наказывают или обижают ребенка, поэтому кто-то вынужден забрать его из их дома. Почти все при­емные дети попадают в детские дома по решению суда. Так что соглашение относительно ребенка происходит теперь не только между приемными и родными родителями, но и с участием суда.

Иногда оба родителя умирают, и ребенок остается сиротой. Родственники или опекуны, не желая отдавать его в детский дом, ищут семью, способную взять его на воспитание, что ха­рактерно для американской семейной политики. В отечествен­ной практике ребенок-сирота, как правило, сразу попадает в детский дом, усыновление ребенка осуществляется по согласо­ванию с опекунским советом. Иногда есть причины, по которым его нельзя усыновить (удочерить). В таком случае у ребенка не будет устойчивого положения в семье, которая взяла его на вос­питание.

Если родителей ребенка нет в живых, то перед приемными родителями стоит серьезная задача: отдавать себя целиком тому, кто не является родным ребенком.

Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобраз­ны и поэтому отличаются от других, тем не менее у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми други­ми семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если суп­руги привносят в нее заботу и творчество.

Все упомянутые и описанные проблемы могут быть и в обык­новенных семьях. Мужья и жены могут ревновать друг друга, дети могут чувствовать себя брошенными или ревновать родителей к сестрам и братьям. У всех может возникать чувство одиночества, обособленности от других членов семьи.

Дело в том, что вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, настолько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. По мнению В. Сатир, в этом смысле все се­мьи одинаковы.

^ Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтер­нативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку суще­ственно трансформируется. Подобные изменения в значитель­ной мере имеют отношение к трансформации социокультурного характера феномена «молодежи».

Западный исследователь Р. Зидер* основательно изучил этот феномен. Классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелос­тью теперь изменилась. Молодые люди достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую не­зависимость от родителей. С одной стороны, вступление в трудо­вую жизнь у молодых людей отодвинулось из-за удлинения сро­ка школьного и университетского образования. С другой сторо­ны, в более раннем возрасте «предпочтение» отдается возмож­ности действовать и потреблять. «Постиндустриальное» общество благоприятствует раннему наступлению совершеннолетия — прежде всего в области потребления, а также в социальных и сексуальных отношениях, и отсрочивает наступление экономи­ческой самостоятельности. Компетентное участие молодых в по­треблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем это было у предыдущих поколений. В период вступ­ления в брак молодежь приходит, с одной стороны, с более высокой готовностью к жизненным экспериментам, с другой — ограниченной экономической независимостью. Итак, нынешние молодые люди остаются экономически полностью или частично зависимы от родителей, но ведут себя, по-видимому, независи­мее от нормативных представлений последних, особенно в социокультурной сфере.

* Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Евро­пе (конец XVIII - XX вв.). М., 1997.


Поэтому часто брачные отношения начинаются («случают­ся») вне родительского дома: родительский дом не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком стоит вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е гг. все больше моло­дых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается все более выжидательная позиция по отно­шению к браку и семье. Концепция традиционного брака пред­ставляется в эти годы слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и пр. являются развившимися к настоящему времени альтернативами. Р. Зидер полагает, что, по-видимому, они предлагают лучшие возможности для познания жизни и об­легчают разрыв сложившихся отношений.


4996783417663107.html
4996907202456237.html
4996969129162833.html
4997020735728360.html
4997135627108694.html