Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы Концепция  Программа  Тематическое планирование - страница 8






  1. Соответствует ли учебное пособие заявленному виду учебного издания и аннотации ( да, нет): ________________________________________________

(При ответе на этот вопрос необходимо руководствоваться действующим ГОСТом 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения», который определяет учебное пособие как издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части) соответствующее учебной программе, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник по данной дисциплине).


  1. Соответствует ли учебное пособие общей концепции модернизации российского образования, согласно которой главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства (да, нет): __________________________________________________________


3.Отвечает ли учебное пособие основным положениям концепции образовательной области и данного учебного предмета (достаточно, недостаточно, не отвечает):

а) формирование общей культуры ученика в предметной области: _________

б) формирование целостного научного мировоззрения: ___________________

в) воспитание интереса к предмету: ___________________________________

г) формирование и развитие знаний и умений в предметной области, востребованных для продолжения образования от ступени к ступени по предмету: _________________________________________________________

д) формирование знаний и умений, востребованных в жизни и практической деятельности каждого человека: ______________________________________

е) формирование умений применять полученные знания в учебной, познавательной и практической деятельности ученика в межпредметном взаимодействии: ___________________________________________________


4. В какой мере удалось автору реализовать программу курса в данном учебном пособии (в полной мере, не в полной мере): ____________________________


5. Согласовано ли содержание материала по экологии с Обязательному минимуму (стандарту) по другим предметам для классов начальной, основной и средней (полной) школы (да, нет): ____________________________________________________

а) в случае несоответствия необходимо указать, что необходимо включить: _________________________________________________________


6. Включен ли в учебное пособие дополнительный учебный материал:

а) соответствует ли соотношение обязательного и дополнительного компонентов содержания задачам данного учебного предмета (да, нет): _____


7. Выделен ли в тексте учебного пособия дополнительный материал (да, нет):_____


8. Соответствует ли содержание учебного пособия требованиям к уровню подготовки учащихся на данной ступени образования (да, нет): ____________


9. Обеспечивает ли учебное пособие возможности для формирования следующих предметных и метапредметных умений (достаточные, недостаточные):

а) умений применять знания для объяснения явлений: _________________

б) умений применять знания для объяснения принципов действия приборов и устройств: _______________________________________________

в) экспериментальных умений: _______________________________________

г) исследовательских умений: ________________________________________

д) творческих (конструкторских) умений: ______________________________

е) умений критически анализировать информацию: ______________________

ж) умений работать с дополнительными источниками информации: __________________________________________________________________

з)………………………………………………… __________________________

и)………………………………………………… __________________________


10. Содержит ли учебное пособие задания (вопросы, задачи, упражнения) (избыточно, оптимально, недостаточно, нет совсем)

а) репродуктивного характера: _____________________________________

б) стандартные (типовые) задачи без решения: _______________________

в) стандартные (типовые) задачи с решениями: _______________________

г) качественные задачи: ___________________________________________

д) проблемные (творческие) задачи: ________________________________

е) экспериментальные задачи и задания: _____________________________

ж) ……………………………………………………… ___________________

з) ………………………………………………………. __________________


11. Обеспечивает ли учебное пособие преемственность по отношению к начальной, основной и средней (полной) школам (да, нет): _________________________

а) основан ли учебное пособие на сформированных ранее знаниях и умениях учащихся: _________________________________________________________


12. Обеспечивает ли учебное пособие возможность уровневой дифференциации обучения (да, нет): _________________________________________________

а) содержатся ли в учебном пособии разноуровневые задания: ____________________

б) имеется ли в учебном пособии материал для обязательного и необязательного усвоения: _________________________________________________________


13. Обеспечивается ли в учебном пособии предложенными дидактическими средствами возможность систематизации и обобщения знаний по главам (да, нет): __________________________________________________________


14. С какими предметами реализуются межпредметные связи и в какой мере (достаточно, недостаточно): _____________________________________

предмет

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


15. Содержится ли в учебном пособии материал раскрывающий (достаточно, недостаточно, не содержится)

а) современные достижения науки: _________________________________

б) общественную значимость научных открытий: _____________________

в) историю науки: ________________________________________________

г) связь с жизнью: ________________________________________________

д) экологические проблемы: _______________________________________

е) ……………………………………………………….. __________________

ж) ………………………………………………………. __________________


16. Объем иллюстративного материала (достаточен, не достаточен). Какого вида иллюстраций избыток, какого вида иллюстраций недостаток): __________________________________________________________________


17. Качество иллюстративного материала (достаточное, недостаточное)

а) научная достоверность: _________________________________________

б) методическая ценность для раскрытия основного материала: __________________________________________________________________

в) эстетическая привлекательность: _________________________________

г) эмоциональное воздействие: _____________________________________


18. Реализуется ли при изложении учебного материала (да, нет):

а) системность: __________________________________________________

б) логичность: __________________________________________________

в) последовательность введения понятий: ___________________________

г) ……………………………………………… _________________________

д) ……………………………………………… _________________________


19. Способствует ли работа по данному учебному пособию (достаточно, недостаточно)

а) формированию устойчивого интереса к предмету: __________________

б) развитию познавательной активности: ____________________________

в) повышению качества подготовки учащихся по предмету: ____________

г) развитию практических умений и навыков: ________________________

д) навыков самообразования: ______________________________________

е) творческих способностей: _______________________________________


20. Назовите ключевые темы курса: _________________________________


а) какие из них изложены наиболее удачно: __________________________

________________________________________________________________


б) охарактеризуйте их: ____________________________________________


в) какие из них изложены наименее удачно: __________________________

________________________________________________________________


г) охарактеризуйте их: ___________________________________________

__________________________________________________________________


21. Является ли учебник частью содержательной линии (да, нет): ________


22. Имеются ли в учебном пособии фактические ошибки или неточности: _______

(постраничные замечания к учебнику приложить)


23. Отличается ли учебное пособие новизной (да, нет):

а) по структуре: __________________________________________________

б) по содержанию: _________________________________________________

в) по методическим приемам: _______________________________________

г) по системе задач и упражнений: __________________________________

д) по языку изложения: _____________________________________________


24. Хотели ли Вы работать в дальнейшем по данному учебному пособию (да, нет): __________________________________________________________________


25. Ваши пожелания по совершенствованию учебного пособия:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^

Общие данные

Регион: (республика, область)___________ город (поселок, село)_________


Вид общеобразовательного учреждения: _____________________________


Количество часов на предмет в неделю: ______________________________


Апробируемый учебник: ____________________________________________


Профиль класса: ___________________________________________________


Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: __________________________________________________________________


Ф.И.О. учителя: ___________________________________________________


Стаж работы: ___________________________________________________


Категория: _______________________________________________________


Награды: _________________________________________________________


Ученая степень: ___________________________________________________


Сколько времени Вы работаете (включая период апробации) по данному учебнику: _________________________________________________________


По какому учебнику Вы работали ранее:


Подпись учителя-эксперта _____________________


Уважаемые коллеги!


Ваши ответы на вопросы анкеты имеют большое значение для обеспечения обратной связи между разработчиками учебно-методического комплекса и учителями-практиками. Просьба направлять анкеты по адресу:

^ Вы можете переслать их по электронной почте на адрес издательства «Академкнига/учебник»:

akademuch@maik.ru


или непосредственно авторам:

shnireva@yandex.ru — Самковой Виктории Анатольевне, Шурхал Лидии Ивановне.



1 Учебные пособия для 5 класса подготовлены в соавторстве с Л.И. Шурхал и С.И. Козленко; для 6-9 классов — в соавторстве с Л.И. Шурхал.

2 ^ Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. — М.: Психологический институт РАО, 2000. — С.32

3 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — С. 275

4 Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. — С. 246

5 Рыжаков М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Автореферат дисс. ... д. пед. н. — М., 1999. — С.17

6 Урсул А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование // Синергетика и образование. — М., 1996. — С. 126

7 Рыжаков М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Автореферат дисс. ... д. пед. н. — М., 1999. — С. 21

8 Либеров А.Ю. Философские основы экологизации образования // Наука и школа. 1999. — №1. — С. 50

9 См., например: Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. — М., 1987

10 Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. — М.: РЭФИА, 1996. — С. 30

11 См., например: Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Общеобразовательные цели изучения экологии // Вестник АсЭко, 1995. Вып. 1—2. — С. 7

12 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — С. 426


13 Сачков Ю.В. Естествознание в системе культуры // Природа, № , 1990. — С. 91-97; ^ Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. — М.: Просвещение, 1991 — С. 14

14 Там же, с. 15

15 В связи с тем, что 9 класс является выпускным, полевой практикум, завершающий изучение курса, программой не предусмотрен – практические задания исследовательского и творческого характера выполняются в течение учебного года.

16 Эту часть программы целесообразно проводить в форме полевого практикума. Содержание темы, предполагающей изучение своей местности, дано на примере Московского региона.

17 Анкета предоставлена лабораторией перспективного школьного учебника Института содержания и методов обучения РАО.


4989242118087031.html
4989391847580555.html
4989520119666102.html
4989616268607466.html
4989714039248531.html