Примерная программа тренинга формирования этнической идентичности «С чего начинается Родина…»


Примерная программа тренинга формирования этнической идентичности

«С чего начинается Родина…»

(рекомендована для учащихся 6 – 8 классов)


Пояснительная записка

Актуальность проблемы формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой идентичностью обусловлена необходимостью учета традиций национального воспитания и экологии детства, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава и ростом межэтнических бикультуральных семей. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социо-экономической и политической жизни нашего общества.

Поликультурное общество обуславливает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации Становление многонационального поликультурного общества настоятельно требует разработки теоретических основ и практики поликультурного личностно-ориентированного образования, обеспечивающего приобщение детей и подростков к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнационального общения и отношений, целенаправленного формирования гражданской идентичности как основы интеграции самосознания личности.

Центральной задачей поликультурного образования является сохранение и обогащение, как русской культуры, так и национального своеобразия других народов, населяющих Россию на основе открытости и равноправного диалога культур, культурного плюрализма, сохранения и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и образцов, форм деятельности, существующих в нашем обществе.

^ Этническую идентичность можно определить как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность – это, в первую очередь, ре­зультат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествле­ния себя с ним и отделения от других этносов. Разработка и реализация программы формирования гражданской идентичности российской нации с необходимостью требует учета не только современной социально-политической ситуации и характера межэтнических отношений, но и психологических условий и факторов формирования этнической идентичности культурных групп населения России. Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп в поликультурном обществе. Позитивная идентичность может быть сформирована лишь на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников.

Цели программы тренинга

развитие гражданской идентичности;

развитие этнической (региональной) идентичности;

расширение знаний о России;

актуализация понятия «Родина».

Структура программы тренинга 8 тем, на каждую из которых отводится по 1,5 часа. Всего 12 часов.

№ занятия

Раздел и тема занятия

Кол-во

Часов

1

Знакомство, мотивация и целеполагание

1,5

2

Откуда я родом

1,5

3

Мой народ (формирование этнической идентичности)

1,5

4

Мы такие разные, но мы вместе (культурное разнообразие и общечеловеческая идентичность)

1,5

5

Я патриот (воспитание патриотических чувств)

1,5

6

Мудрость народов (формирование этнической и общечеловеческой идентичности)

1,5

7

Диалог культур (формирование толерантности в межэтническом общении)

1,5

8

Вместе мы – Россия (формирование в единстве этнической общечеловеческой и гражданской идентичности)

1,5

^ Общее количество часов

12


Требование к помещению для проведения тренинга

Важно, чтобы для проведения тренинга было выделено отдельное помещение, в котором бы создавалась и сохранялась атмосфера тренинга. По мере проведения тренинга оно наполнялось бы продуктами творчества подростков и позволяло бы им сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной подготовки.

^ Требования к ведущему тренинга

Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание занятий (предоставление информации, развитие определенных навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Ведущему тренинга важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. Ведущий несет ответственность за подбор участников в группы и принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях и учитывая собственные возможности. Если в ходе отбора выяснится, что кто-то из подростков может мешать проведению занятий, тормозить групповую работу (например, девиантные, расторможенные, чрезмерно агрессивные подростки), то лучше не включать его в группу. Исключение подростка из группы в процессе работы может сильно травмировать и его, и других участников.

Ведущему следует помнить о следующих основных принципах групповой работы.

Полнота информации. Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. Важно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге.

Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует также объяснить подросткам, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы.

Добровольность участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях. В этом случае ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.

Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Искренность. Участникам необходимо стараться говорить о том, что с ними происходит на самом деле, о своих мыслях и чувствах без оглядки на то, что, по их мнению, хочет услышать ведущий или другие члены группы. Если кто-то не согласен с мнением ведущего, то не следует соглашаться или отмалчиваться, а надо прямо заявить о своем мнении.

Пунктуальность. Важно, чтобы участники не опаздывали и не пропускали занятия, так как развитие группы в процессе тренинга представляет собой целостный динамичный процесс, из которого невозможно на время «входить» и «выходить»

Желательно еще на этапе отбора ознакомить участников с этой информацией. Она послужит основой для принятия правил работы группы. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависит от умения ведущего давать четкие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам. Ведущий может сам принимать участие в некоторых упражнениях, особенно, если кто-то из участников остался без пары, а также в том случае, если упражнение не требует непосредственного наблюдения или руководства со стороны ведущего.
^ Структура занятия Каждое занятие тренинга состоит из трех частей – разминки, основного содержания и рефлексии:
Разминка включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности, а также подготовке к основному содержанию занятия.

^ Основное содержание занятия включает следующие формы проведения: лекции, игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

Рефлексия. В конце каждого занятия необходимо оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, мнениями, впечатлениями, поговорить о своем настроении. В тренинге необходима работа «здесь и теперь» с непосредственными чувствами и ощущениями: подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слушать и слышать другого, а это является важным компонентом эмпатии. В программе тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, связанные с его темой. Ведущий может предлагать и свои варианты вопросов, обращая внимание на то, что ему кажется важным.

Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

- Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Для достижения поставленных целей при проведении тренинга используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры, социодраматические, бихевиоральные, когнитивные, экспрессивные методы, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами, техники присоединения, фиксирующие состояние «здесь и теперь».

Структурированность и детальная разработанность тренинга делает их доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и социальными работниками. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия, исходя из культурной и национальной специфики и других особенностей участников тренинга.

^ Количество участников: 12-15 человек.

Режим работы: 1 раз в неделю по 1.5 часа.

Техническое оснащение занятий:

аннотация к тренингу с указанием основных понятий и явлений, с которыми будет работать группа;

методические материалы к занятиям;

флип-чарты, фломастеры.

При разработке программы использованы материалы тренингов гражданской и этнической идентичности, толерантности в межкультурном общении Н.М.Лебедевой, О.В.Луневой, Г.В.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, Л.А.Шайгеровой, А.В.Макарчук, О.Е.Хухлаева.
4965190885564231.html
4965239777160752.html
4965382680536319.html
4965551667931429.html
4965737649298634.html